2. Что такое идеальное?
___Работающий
человеческий мозг — структура хоть и сложная, но отнюдь не таинственная. Современная
наука довольно хорошо знает, как он устроен и функционирует. Представим себе
однако, что нам удалось найти безболезненный способ вскрыть черепную коробку
живого человека и посмотреть, что там внутри происходит в «момент, когда человек
мыслит. И что же мы там найдем? В принципе ничего особенного: мы легко зафиксируем,
как многочисленные, объединенные в сетевые структуры клетки коры головного
мозга непрерывно обмениваются друг с другом сигналами электрохимической природы,
образуя и тут же разрушая взаимосвязи весьма сложной конфигурации. Значит,
это и есть собственно мышление? Нет, это не есть еще мышление, хотя ничего
другого в нашей мыслящей голове сколь угодно изощренным наблюдением обнаружить
нельзя.
___Для прояснения смысла ситуации обратимся к
следующей нехитрой аналогии. Представим себе на минуту работающий телевизор.
С помощью телепередач мы можем узнать новости, побывать на соревнованиях,
концертах и т.д. Но если нам придет в голову посмотреть внутрь телевизора,
когда по нему транслируется какое-нибудь событие, что мы там найдем? Ясно,
что ничего, кроме набора транзисторов, диодов, триодов и тому подобных предметов
там обнаружить не удастся. Но какое отношение все это хозяйство имеет к передаваемому
с его помощью событию? В принципе никакого. И с нашим мозгом почти та же самая
история. Да, в нашей голове ниче-го, кроме взаимодействующих нейронов, нет.
Но к содержанию нашего мышления эти нейроны никакого отношения не имеют, хотя,
безусловно, без их работы не будет никакого мышления. Сущность и содержание
нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по
отношению к ним социальной реальностью. Вот это-то и есть идеальность — отношение
представленное, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее
представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное
с природой представляющего предмета.
___Слово
«медведь», к примеру, по своему внешнему виду или структуре не имеет абсолютно
ничего общего с обозначаемым им реальным объектом. Но тем не менее связь между
тем и другим есть. И связь эта идеальна.
___Идеальной, а не материальной, она считается
как раз потому, что один материальный объект (слово) отсылает нас к другому
материальному объекту (медведю), к которому он по природе своей никакого отношения
не имеет и с которым он в материальном мире никак не взаимодействует. В неживой
природе идеальных взаимосвязей нет. Там возможны только буквальные воздействия
предметов друг на друга. Идеальные взаимосвязи появляются только в природе
живой и только на основе деятельности субъекта. (Термин «субъект» здесь понимается
в психологическом смысле: как организм, обладающий способностью действовать
на основе образа окружающей среды.) Отношение представленности одного материального
объекта в другом при их совершенной несвязанности меж собой в материальном
мире (идеальность) создается действующим субъектом в момент формирования образа
окружающей среды.
Эволюционный
смысл идеальности
___Мозг — это созданный эволюцией аппарат управления реакциями организма на
воздействия среды обитания. Получив от органов чувств информацию о взаимодействии
с внешним миром, мозг рассылает команды по всем функциональным системам организма
о характере необходимых действий. Командный же состав в современных армиях
принято прятать в глубокие подземные бункера, всячески охраняя его от возможных
воздействий противника. Видимо, той же целесообразности следовала и природа,
пряча создаваемый мозг под крепкую черепную коробку и обрубая все его прямые
контакты с внешней средой. Мозг — ведь практически изолированная от внешнего
мира система. Что позволяет ей, во-первых, быть высокочувствительной (попробуйте
прикоснуться к оголенному нерву); а во-вторых, — хорошо защищенной от случайных
неблагоприятных воздействий внешней среды. Так что изоляция мозга — вещь необходимая
и эволюционно выгодная.
___Но всякая изоляция системы в процессе развития
ведет к закреплению и увеличению ее отличий от других систем. «Язык» мозга
(точнее, нервной системы в целом) вынужденно стал резко отличным от способов
передачи информации в других системах организма. Но поскольку мозг среди них
— «верховный главнокомандующий», любые, фиксируемые ими внешние воздействия
(световые, звуковые, тепловые и пр.), стали просто обязаны «переводиться»
на понятный ему язык.
___Все наши органы чувств действуют по одной
и той же схеме: испытываемое ими внешнее воздействие «раздражает» соответствующий
нерв, порождая нервный импульс, отсылаемый в нужный участок мозга. То есть
любое материальное воздействие обязательно трансформируется в материальные
же, универсальные кодовые знаки мозга. Так, очевидно, и родилась идеальность
— способность одних материальных объектов, оставаясь собой, в то же время
представлять другие, не будучи напрямую с ними связанными. Постоянство же
и единообразие такой кодировки, т.е. изначальное и последующее соответствие
знаков определенной внешней реальности, обеспечивается действиями субъекта.
___Итак, идеальное как свойство материи появляется
только в деятельности высокоорганизованного субъекта (у которого уже есть
психика). Поэтому в философии оно получает характеристику субъективной реальности.
Субъективной — не в смысле произвольной и определяемой самим субъектом, а
в смысле непременного участия в идеальном отношении субъекта, обладающего
психикой. Без него идеальное отношение не существует.
___Феномен идеального в таком понимании существует
и в животном мире (речь, конечно, о высших животных). В мире же социальном
он приобретает еще более сложный и причудливый вид.