3. Формы бытия
___Какой
бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался
в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм
бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности
существования. К таким формам, как правило, относят:
1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);
2) бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так
и бытие отдельного человека);
3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное,
т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. надиндивидуальные его
формы).
___Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются
исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны
они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от
друга. Ясно, что бытие человека взаимопересе-кается как с бытием природы
(поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального,
поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение
по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности
каждого слоя бытия.
___Бытие социального, а также бытие объективированного
идеального будут в подробностях рассмотрены в разделе IV учебника. Специфику
природного и субъективно-идеального бытия охарактеризуют следующие главы
(12 и 13) данного раздела. Сейчас же мы попробуем в обобщенном виде представить
те характеристики всех форм бытия, которые стали очевидными в результате
развития философии и науки XX века.
___Итак, только что ушедшее столетие добавило
к традиционным характеристикам форм бытия следующие новшества.
___В области бытия природы современное миропонимание
опирается на три фундаментальные характеристики природы:
- системность;
- универсальный эволюционизм;
- самоорганизация.
___Сегодняшняя философская мысль видит в природе
не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность
которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой.
Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал,
а его системно-структурная организация.
___Именно она обеспечивает как разнообразие
мира, так и его единство и устойчивость.
Другой важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность
к эволюции. Все известные науке естественные системы (а не только живые,
как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод
верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален,
но универсален.
___Вполне возможно, что универсальны и механизмы
эволюции. В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации,
т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы
на более высокий уровень организации и порядка.
___Такая форма бытия, как бытие социального,
проявила в последнее время следующие тенденции:
- технологизацию;
- институциализацию;
- глобализацию;
- виртуализацию, информатизацию и др.
___Первая тенденция — технологизация означает,
что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства
адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.
Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации
и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит
к социальным институтам.
___Тенденция к глобализации заключается в растущей
взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства,
неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из
упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего
нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру
социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические
и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой,
информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру
социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.
___Бытие духовного — эта форма бытия напрямую
зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет
(воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием
относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые
специфические характеристики:
1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ, т.е. практическая, материальная
значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);
2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры
(«бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно
не установлена;
3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности,
не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила
стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали
размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм
и толерантность;
4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива
общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления
духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так
и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным
мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым,
хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.
___Таковы некоторые особенности основных форм
бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные
из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом,
подробному рассмотрению которого мы посвятим следующую главу.