Суть философской проблемы бытия Проблема бытия в истории фил. .уч. Формы бытия
Проблемы онтологии и гносеологии
ваше время...
мы экономим
Проблема бытия
Фил. понимание материи

Философское понятие "материи" Сист. хар-р организ. матер. мира Движение материи

Диалектика - учение о развитии Самоорганизация матер. систем Пространство и время

Единство материального мира
Идеальное бытие сознан.
Возникновен. и сущность сознания Что такое идеальное?
Социальная идеальность Психика, сознание, идеальное Сознание и бессознательное
Познание: возможн. и границы

Что есть знание?

 

Структ. и динамика проц. познания Проблема истины
Границы возможностей познания

3. Проблема истины

___Способно ли человеческое познание, в том числе и научное, приводить к истине? Автоматически ответить на этот вопрос положительно философия не может, поскольку за тысячелетия ее существования было сформулировано немало аргументов, выражавших на сей счет большие сомнения. В античные времена сомнения в достоверности знания называли скептицизмом. (Более других на этой почве отличились софисты, Пиррон, его ученик Тимон и др.) По мере накопления аргументов, примерно к Новому времени, античный скептицизм превращается в полномасштабный агностицизм, т.е. философскую позицию, отрицающую принципиальную возможность познания человеком окружающего мира.


Аргументы агностицизма
Обобщенно доводы агностиков сводятся к следующему.
___1 Аргумент от субъективности. Вся информация о внешнем мире добывается с помощью ощущений. Разум, как известно, напрямую с внешним миром не связан. Но ощущения — субъективны, т.е. зависимы от природы и состояния субъекта познания. Следовательно, имеющийся у человека образ внешнего мира во многом определяется им самим. Однако, если бы наши органы чувств были устроены иначе, то и мир мы бы воспринимали совсем по-другому. Значит, наша картина мира субъективна, зависима от устройства органов чувств. Но каков же внешний мир объективно, т.е. независимо от наших ощущений, сам по себе? А вот этого, к сожалению, мы никогда не узнаем, поскольку нам не дано «выпрыгнуть» из собственных ощущений, посмотреть на мир как бы со стороны. Единственное, что мы можем реально знать, — это наши ощущения, появляющиеся в результате воздействия на них не знакомого нам мира.
___2 Аргумент от психофизики. То, что познается (материальный предмет), и то, чем познают (мышление), принципиально разной природы. Первое материально, второе идеально. И между ними нет ничего общего, т.е. никакие общие свойства им не присущи. А если это так, то нет основания для сравнения материального предмета и его идеального образа. И, следовательно, невозможно установить, соответствует ли образ предмету. А это значит, что претензии нашего знания на истинность беспочвенны.
___3 Аргумент от относительности. Истины, как известно, изменчивы. То, что вчера все дружно принимали за истину, сегодня может оказаться банальным заблуждением. Вся история познания — тому красноречивый пример. Но где гарантии, что наши сегодняшние истины не будут признаны завтра очередным заблуждением? Вряд ли кто решится такие гарантии предоставить. Но тогда получается, что так называемый процесс познания — это не смена одной истины другой, а, напротив, непрерывное движение от одного заблуждения к другому. Истина же неуловима.
___Из приведенных образцов рассуждений видно, что агностицизм появляется не на пустом месте. Его доводы указывают на реально существующие проблемы в познании. Это извечные гносеологические проблемы соотношения объективности и субъективности, материальности и идеальности, относительности и абсолютности человеческого знания. Указывая на реальные затруднения традиционной гносеологии, агностическая линия в философии выполняет критическую функцию, заставляет сторонников гносеологического оптимизма отыскивать контраргументы, тем самым углубляя понимание специфики и закономерностей движения познания.

Контраргументы агностицизму
___Наиболее убедительными возражениями агностицизму на сегодняшний день располагает диалектическая философия. Постулируя диалектически противоречивый характер развития бытия, она, естественно, эту же характеристику приписывает и познанию. Познание диалектически противоречиво, т.е. содержит в себе противоположности, взаимодействие которых и обеспечивает в конечном итоге его развитие. Агностические же выводы получаются тогда, когда только одна из какой-либо пары противоположностей (сторон противоречия) принимается во внимание, вторая же игнорируется.
___1 Аргумент от субъективности ощущений. То, что ощущения субъективны, — сомнению не подлежит. Вне субъекта их нет. Но ведь это только одна сторона дела. Ощущение-то возникает как результат внешнего объективного воздействия на наши органы чувств. Значит, «конечный продукт» — ощущение — является результатом взаимодействия объективного и субъективного факторов, в нем представлено то и другое. Поэтому учитывать только одну из противоположных характеристик ощущения (субъективность), оставляя в стороне другую, значит совершать ошибку.
___2 Что же касается утверждения о том, что мы не знаем, каков внешний мир за пределами наших ощущений, то тут агностики частично правы. Но правота эта своеобразна. Дело в том, что данный вопрос вообще не имеет ответа, поскольку некорректно поставлен. Что мы имеем в виду, когда спрашиваем: каков мир вне наших ощущений? По сути мы спрашиваем: как он выглядит? Но «выглядеть»-то можно только в чьих-то ощущениях (зрительных). А если последних нет, значит, мир никак не выглядит. Это не значит, что он не существует. Он прекрасно существует и без нас во всем своем великолепии. Вот только описать все это великолепие «за пределами ощущений» в принципе нельзя, ибо сама процедура «описания» подразумевает участие в ней органов чувств, а значит, — ощущений.

___Ситуация здесь во многом аналогична той, в которой оказались физики с появлением теории относительности. Последняя, как известно, утверждает равноправие всех возможных систем отсчета. Этот, казалось бы, невинный постулат порождает парадоксальные следствия. Вспомним хрестоматийный пример из популярных брошюр по теории относительности: распивая чай в купе скорого поезда, пассажир случайно роняет стакан бодрящей жидкости на пол. Вопрос: по какой траектории летит стакан — по прямой или искривленной? Ответ: для наблюдателя внутри поезда — строго по прямой, а для наблюдателя вне поезда, например на платформе, — по дуге, ведь поезд-то во время полета стакана успевает проехать некоторое расстояние, и стакан падает совсем не в ту точку, над которой он начал свой полет. При этом очень трудно удержаться от вопроса: для одного наблюдателя стакан движется так, для другого — эдак, ну а как же на самом-то деле независимо ни от каких наблюдателей? И мало кому удается с первого раза понять, что этого «на самом деле» просто не существует! (Что, впрочем, неудивительно, ибо сам ученый мир шел к этому выводу не одну тысячу лет.) Ведь требование зафиксировать движение предмета «на самом деле» означает не что иное, как требование предоставить некую абсолютную систему отсчета, каковой в природе нет. Все системы отсчета равноправны, и количество их в принципе бесконечно.
___И в гносеологии требование указать, каков мир сам по себе, вне наших ошушений, по сути означает претензию на некую абсолютную систему отсчета. Но таковых нет и здесь. Мир может быть представлен, описан только с позиций какой-то конкретной системы отсчета (человеческой, животной, внеземных цивилизаций и пр.). Все они будут, естественно, разными. Но это не означает, что одна из них (человеческая) правильная, а другие — нет. Ведь это было бы равносильно утверждению, что русский, допустим, язык правильно описывает реальность, а английский — нет. Поэтому невозможность представить себе мир вне наших ощущений вовсе не есть свидетельство его непознаваемости.
___Понимание этого принципа, а также применение диалектического метода к анализу процесса познания в целом (а не только чувственной его составляющей) позволяет справиться и с другими проблемами теории истины.
Правда, таких теорий в философии существует несколько:
• корреспондентская (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности;
• прагматистская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);
• конвенциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре);
• когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).
___Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспондентская теория, в которой истина истолковывается как соответствие знания вешам

Свойства истины
___Важнейшей характеристикой истины является ее объективность, т.е. независимость от познающего субъекта. Ведь содержание истины определяется объектом познания, которому она должна соответствовать. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком). Все это достаточно очевидно, но неполно. Ибо истина есть все-таки знание, а знание, в свою очередь, представляет собой форму субъективной деятельности, принадлежит субъекту (человеку). Но можно ли принадлежать субъекту и быть при этом от него совершенно независимым? Разумеется, нет. Значит, любая истина еще и субъективна, т.е. зависит от познающего субъекта. Объективная и субъективная — это не две разные истины, а одна единая истина, обладающая двумя противоположными характеристиками, которые слиты, спаяны воедино в любом знании, в том числе и в научных теориях. Субъективность истины не означает ее искаженности, деформированности, произвольности и т.п. Эта характеристика указывает лишь на то, что системой отсчета является человек с его специфическими особенностями.
___Но раз все системы отсчета равноправны, а количество их не поддается исчислению, значит, любое человеческое знание всегда было и будет неполным, неокончательным, ибо принципиально невозможно учесть одновременно все системы отсчета.
___Поэтому любая истина (имеется в виду достаточно богатая содержательно система знания) всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. При этом признание относительности (релятивности) истин совершенно не исключает, а, напротив, — предполагает наличие истин абсолютных, т.е. знания полного, точного, окончательного, не подверженного дальнейшим изменениям. Как и в любой другой диалектической паре противоположностей, абсолютную и относительную истину невозможно отделить одну от другой. Они существуют лишь вместе, в противоречивом единстве: фрагменты абсолютной истины как бы вкраплены в общий массив знаний, именуемый истиной относительной. А постепенное накопление все большего числа таких фрагментов и есть собственно познание.
___Как своеобразную систему отсчета можно рассматривать и те условия существования объекта познания, изменение которых влечет за собой изменение и самого объекта. Подобная связь истинности знания с условиями существования его объектов составляет содержание принципа конкретности истины. Проще говоря, не бывает истин, годных на все случаи жизни, применимых ко всем условиям и обстоятельствам. Сумма углов треугольника равна 180 градусам только на плоскости, на искривленной же поверхности она будет иной. Законы классической механики действуют лишь при скоростях тел, заведомо меньших скорости света, при приближении же к ней действуют уже закономерности, открытые А. Эйнштейном, и т.д. Одним словом, всякая научная (да и не только научная) истина имеет ограниченную область применимости, выход за пределы которой превращает истину в ее противоположность — заблуждение.
___Таким образом, истинность всех форм знания обладает целым рядом особенностей, фундаментальных ограничений, делающих ее установление весьма длительным, сложным, диалектически противоречивым процессом.

Критерии истины
___Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами: 1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности; 2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт.
___Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Это все те суждения, которые явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принципе нельзя сделать окончательного логического вывода относительно существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела и т.д.
___В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддается естественному земному объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае скорее всего неразумно и т.д.
___Однако этот принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Это скорее — правило целесообразного поведения в условиях гносеологической неопределенности. Принципиальная незавершенность, неполнота, открытость новому, неожиданному — существенная особенность человеческого познания.
___Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным — не значит единственным. Существуют и дополнительные критерии отличения истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Особенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:
• согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
• простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
• внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.


Copyright © 2004 – 2007 «Dim-Studio»
Сайт создан в системе uCoz