Суть философской проблемы бытия Проблема бытия в истории фил. .уч. Формы бытия
Проблемы онтологии и гносеологии
ваше время...
мы экономим
Проблема бытия
Фил. понимание материи

Философское понятие "материи" Сист. хар-р организ. матер. мира Движение материи

Диалектика - учение о развитии Самоорганизация матер. систем Пространство и время

Единство материального мира
Идеальное бытие сознан.
Возникновен. и сущность сознания Что такое идеальное?
Социальная идеальность Психика, сознание, идеальное Сознание и бессознательное
Познание: возможн. и границы

Что есть знание?

 

Структ. и динамика проц. познания Проблема истины
Границы возможностей познания

3. Движение материи


___Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.
___Движение есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, равно как и наоборот: нет движения без материи. Вторая половина данного тезиса означает, что «движение вообще», движение как таковое — это абстракция, т.е. отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в голове, в мышлении; в реальности же существуют только движущиеся материальные объекты.
___При этом их способность изменяться является всеобщей и не имеет исключений. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Последнее утверждение можно вывести чисто логически, способом «от противного». Представим себе, что все-таки где-то есть совершенно неподвижный объект. Раз он в принципе неподвижен (неизменен), значит, он не может участвовать ни в каких взаимосвязях и взаимодействиях, поскольку последние необходимо предполагают пусть минимальные, но все же изменения. А если наш объект ни с чем в принципе не связан, то, следовательно, он не находится ни в каком отношении к другим объектам. Но любые свойства объектов, как мы помним, могут проявляться только в отношениях. А если их нет, то нет и свойств. Значит, наш гипотетичный неподвижный объект не имеет никаких свойств, т.е. попросту не существует.
___Справедливости ради стоит отметить, что логические рассуждения могут подвести и к противоположному выводу — о невозможности движения. Что с успехом продемонстрировал Зенон Элейский в апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха» и др. Однако конечный вывод Зенона — о неподвижности бытия — все-таки не обязательно следует из его посылок. Вывод, на котором заканчивается безупречность его логики, гласит: невозможно мыслить движение без противоречия. Но эта проблема имеет несколько решений. А может быть ошибочен логический запрет противоречий? Вполне возможно также, что противоречия в зеноновых апориях появляются из-за несовместимости дискретного (прерывного) характера нашего понятийного мышления и непрерывности пространства-времени, в котором совершается движение. Существуют и гипотезы квантования пространства-времени, которые в случае их подтверждения разрешат все затруднения.
___Итак, ни логика, ни тем более эмпирия (наш практический опыт) не позволяют пока усомниться во всеобщности движения. Вместе с тем и его противоположность — покой, т.е. отсутствие движения, обладает не меньшей степенью всеобщности. Ведь любой движущийся предмет до поры до времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, иными словами — некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие самого существования любой вещи. Так что, движение и покой — это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаимообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей.
___В мире существует огромное множество форм движения материи. Специфика конкретных форм определяется по меньшей мере двумя параметрами: 1) наличием особых материальных носителей движения и 2) существованием особых законов взаимодействия между ними. Следовательно, форм движения в материальном мире должно быть столько же, сколько в нем существует структурных уровней организации материи. При этом, как мы помним, системно-материальный мир устроен иерархично: каждый «вышележащий» (более сложный) структурный уровень появляется только на основе «нижележащего» и функционирует вместе с ним, и никогда — самостоятельно. Аналогично соотносятся и формы движения материи. Как бы ни были специфичны высшие формы движения мате¬рии (биологическая, социальная), их существование возможно только «на фундаменте» относительно низших форм.
___К таким «фундаментальным» типам взаимодействия современная наука относит следующие: сильное взаимодействие, слабое, электромагнитное и гравитационное. Изучение данных типов взаимодействия составляет предмет естествознания, которое в XX в. весьма сильно продвинулось в этом направлении. Так, по-видимому уже близка к осуществлению мечта нынешних поколений физиков о создании теории Великого объединения, в которой все четыре типа фундаментальных взаимодействий были бы сведены к единой, «суперфундаментальной» силе. Предполагается, что на ранних стадиях существования нашей (тогда еще очень горячей) Вселенной существовал один-единственный тип взаимодействия, который по мере дальнейшей ее эволюции (остывания) распался на четыре ныне известных типа. В 60—70-х годах была построена и в дальнейшем надежно экспериментально подтверждена теория единого электрослабого взаимодействия. Затем его чисто теоретически удалось объединить в единое целое с сильным взаимодействием, хотя задача экспериментальной проверки данных построений еще не решена.
___Стремление естествознания к предельной унификации природных сил в известной мере перекликается с извечными философскими поисками исходной субстанции материального мира. Правда, искомая «первосущность» оказывается не вещественной, а скорее энергетической. Но в целом философия вправе поставить себе в заслугу разработку идеи материального единства мира, находящей с течением времени все более прочное эмпирическое подтверждение. В XX в. мощное естественно-научное обоснование получила и другая философская идея — идея развития материального мира.
___Философию всегда особенно интересовали те виды движения, где наблюдалась смена качества предмета, т.е. изменение его основных свойств. Пока такие свойства сохраняются, предмет остается самим собой. Страницы этой книги могут пожелтеть, выцвести, испачкаться, но пока можно разобрать текст, она сохраняет свое качество — быть учебником. Если же это качество будет утеряно, книга перестанет быть книгой и превратится в нечто другое — в пачку грязной бумаги. Однако в процессе изменения предмета качество может не только утрачиваться, но и приобретаться. Обезьяна, как говорят, когда-то превратилась в человека, несмышленыш-ребенок в большинстве случаев превращается в разумного взрослого, карета трансформировалась в автомобиль, а арифмометр — в калькулятор и т.д. Кроме того, смена качества может быть как обратимой (вода — лед — вода), так и необратимой (ребенок — взрос¬лый). Последний вид изменений называется развитием.
___Итак, развитие — это необратимое качественное изменение. Принято считать, что оно бывает прогрессивным, т.е. протекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта, и регрессивным, означающим деградацию объекта, его распад, гибель и пр.
___Философскую проблему, порожденную осознанием существования такого вида движения, можно сформулировать в двух вопросах:
— насколько общими являются процессы развития и можно ли применить эту категорию к миру в целом?
— если да, то не связаны ли между собой генетически (т.е. по происхождению) различные виды бытия?
___Спорность решения этих вопросов для философии до XX в. вызывалась тем, что с однозначно интерпретируемыми фактами развития люди имели дело лишь в очень локальных масштабах, главным образом в социальной жизни. Да и то не всегда.
___Представьте себе, к примеру, эпоху Средневековья, длившуюся почти тысячу лет. Немало поколений людей сменилось за это время, а что качественно изменилось в их жизни? Да практически ничего. Веками люди использовали одни и те же средства труда, транспорта, связи и т.д. Идеи и вовсе были неприкосновенными — Священное писание переделке не подлежало. В такой ситуации совершенно естественным было представление о том, что «ничто не ново под луной». А если что и меняется, то исключительно в рамках циклических процессов (зима — лето, родители — дети) этакого всеобщего круговорота одних и тех же событий: «все возвращается на круги своя».
___И лишь с началом Нового времени, когда все сферы общественной жизни пришли в резкое движение (возникает промышленное производство, оформляются новые социальные структуры, рождается экспериментально-математическое естествознание и пр.), стало очевидным, насколько значимы для общества процессы развития, т.е. необратимые качественные перемены. Философия отреагировала на изменившиеся исторические условия возрождением и упрочением диалектических идей (Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс). Естествознание выдвинуло концепцию биологической эволюции (Бюффон, Ламарк, Дарвин). Эволюционное учение Дарвина «перебросило мостик» от эволюции животного мира к человеку. Несколько раньше философия Просвещения предложила концепцию общественного прогресса.
___Таким образом, за биологическим и социальным мирами был признан статус развивающихся систем. Иное дело — мир неживой природы. Естествознание смутно догадывалось, что Солнечная система или звезды могли возникать и разрушаться в силу каких-то естественных процессов. Но прямых наблюдений такого рода изменений не было. Да и быть не могло: как мы сейчас знаем, эволюционные циклы звезд занимают миллиарды лет, что несопоставимо со временем существования не только науки, но даже и человечества как вида. Поэтому ставшие очевидными процессы развития воспринимались как специфические характеристики исключительно биологических и социальных систем.
___Но философия недаром посвятила себя изучению предельных оснований бытия. Пытаясь объяснить мир в его целостности, она много быстрее естествознания пришла к выводу, что процессы развития, эволюции присущи не только биосфере и социуму. Это всеобщие характеристики материального мира на всех его уровнях. Фундаментальность такого обобщения и необходимость его защищать послужили основой оформления особого философского учения о развитии — диалектики.

Copyright © 2004 – 2007 «Dim-Studio»
Сайт создан в системе uCoz