Суть философской проблемы бытия Проблема бытия в истории фил. .уч. Формы бытия
Проблемы онтологии и гносеологии
ваше время...
мы экономим
Проблема бытия
Фил. понимание материи

Философское понятие "материи" Сист. хар-р организ. матер. мира Движение материи

Диалектика - учение о развитии Самоорганизация матер. систем Пространство и время

Единство материального мира
Идеальное бытие сознан.
Возникновен. и сущность сознания Что такое идеальное?
Социальная идеальность Психика, сознание, идеальное Сознание и бессознательное
Познание: возможн. и границы

Что есть знание?

 

Структ. и динамика проц. познания Проблема истины
Границы возможностей познания

3. Социальная идеальность

___Идеальность сознания человека, наверное, на несколько порядков сложнее идеальности психики высших животных. Это усложнение просматривается сразу по нескольким направлениям.
___1. Нарастает дифференцированность, разветвленность, структурное разнообразие представленности различных свойств и отношений материальной реальности в «языке» (электрохимической активности) мозга.
___Этот процесс очевидным образом связан с усложнением деятельности человека. Стихийно найденный способ предметных орудийных действий заставляет психику «отвлекаться» от естественной природы используемого предмета (камня, дерева) и учитывать только те их свойства, которые в данный момент практически полезны (способность резать, дробить, гореть). Отвлечение или абстрагирование от реальных предметов их отдельных свойств становится главной точкой приложения усилий психики.
___Материальная реальность предстает в идеальном мире сознания расчлененной, разложенной на ее структурные составляющие. Но при этом одновременно и обобщенной, систематизированной, ведь отвлекаются-то от предметов не любые свойства, а только нужные человеку в его деятельности. И, следовательно, стихийно устанавливается общность, одинаковость такого рода свойств для разных классов предметов. Эти абстракции не произвольны. Они не навязаны природе, а извлечены из нее благодаря специфическому характеру человеческой деятельности. Умение вычленять, «вытаскивать» из природных предметов их отдельные свойства и соединять их в мышлении неизбежно приводит к попыткам материализации этих идеальных конструкций.
___2. Формирующиеся мыслительные образования (абстракции) приобретают способность к объективации, т.е. материализации в создаваемых человеком вещах.
___Любая создаваемая человеком вещь должна предварительно обрести свое существование в его сознании, т.е. возникнуть идеально. Так что любой предмет человеческой культуры в конечном счете является материализацией какого-то идеального замысла. И, следовательно, материальная вещь (стол, дом), оставаясь вещественно-природным объектом, одновременно становится носителем некоего идеального смысла (в основном предполагаемого способа ее использования). Умение «считывать» с вещей смыслы является важнейшим показателем приобщения отдельного человека к культуре.
___3. Другой обязательной формой объективации идеальных образований в обществе выступают язык и речь, т.е. знаково-символическая материализация наших образов и мыслей.
___Ведь даже самая простенькая наша мысль не может быть передана напрямую, чисто идеальными средствами другому человеку. Для этого она должна предварительно объективироваться, превратиться в нечто материальное, доступное ощущениям: произнесенное слово, написанный или нарисованный знак, символ и т.д. Без этих материальных посредников существование социального идеального невозможно в принципе.
___4. Устойчивость образуемых идеальных образований своим непременным условием имеет коллективный, т.е. надиндивидуальный способ существования.
___Даже самая гениальная мысль не будет иметь для общества никакого значения, если она останется в пределах чьего-либо индивидуального сознания. Силу и действенность мышлению придает его надиндивидуальный, общественный характер. Индивидуальная мысль подобна молекуле воды в реке — вместе с другими она способна, например, добраться от Валдайской возвышенности до Каспийского моря, но в одиночку ни на что подобное претендовать не может.
___5. Идеальность сознания как бы надстраивается вторым этажом — самосознанием; сознание обретает способность представлять и анализировать не только внешнюю реальность, но и самого себя, свои собственные основания и предпосылки.
___Эта способность присуща только человеку и формируется опять-таки на основе предметной деятельности. Именно потому, что идеальное человеческое сознание объективируется в вещах, словах, знаках и т.д., то есть получает внешнюю материальную форму существования, оно обретает возможность и к самому себе отнестись как к чему-то внешнему, как к объекту. Умение воспроизводить не только внешнюю реальность, но и свои собственные предпосылки и основания дает нашему сознанию дополнительное средство контроля истинности, адекватности материальному миру. Сознание превращается в этакий «самозатачивающийся» инструмент анализа реальности.
___Таким образом, специфика проявления идеального в социальной реальности в первом приближении имеет следующие характеристики:
• структурная сложность и дифференцированность;
• способность идеальных объектов к объективации и материализации;
• включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);
• надиндивидуальный, общественный характер существования;
• обращенность на самого себя.

Идеальность в материальной культуре
___Как уже неоднократно подчеркивалось, все эти характеристики социально-идеальной реальности возникают на основе материально-предметной человеческой деятельности. Предметный характер этой деятельности в конечном счете и саму социальную идеальность умудряется сделать «предметной». Идеальность, как мы помним, есть отношение представленное, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, в то же время представляет предмет другой, связанный с первым лишь опосредованно. Социальная же идеальность характеризуется тем, что в этом отношении обязанность представлять один предмет другому навязывается искусственно, безотносительно к природе самих предметов.
___Иными словами, специфика отношения «мышление — природа» транслируется дальше — в социальную предметную реальность, навязывается материальным вещам. Дорожный знак, номерок в гардеробе, паспорт и прочие подобные предметы — простейшие примеры перенесения свойства идеальности на социально-предметную среду. Все эти вещи, не изменяя своей материальности, тем не менее начинают выполнять идеальную функцию: представлять нечто совсем другое (указания по поводу движения, пальто, человека), никак не связанное с ними по «природе вещей». Эта связь навязывается им обществом произвольно, искусственно. Но она не менее действенна: обращение людей с этими предметами определяется не материальной природой последних, а навязанными им идеальными смыслами. Они условны как роли актеров в театре. Однако в целом ряде случаев эта условность настолько органична, «естественна», что становится совершенно незаметной, и идеальные смыслы начинают приписываться самим вещам. Например, золоту или деньгам — способность порождать власть над людьми; а личности человека — обладание неотчуждаемыми правами и свободами и пр. Эти характеристики кажутся неотъемлемыми свойствами самих материальных «вещей».
___Положение здесь запутывается, видимо, тем, что приписываемые таким объектам идеальные смыслы устанавливаются не произвольно (как в случаях с флагами, гербами, гимнами и т.д.), а исходя из логики действия с материальными предметами. Исходные для таких смыслов абстракции сохраняют генетическую связь с реальностью, откуда они извлечены.
___Так, абстракция стоимости, допустим, не в голове человека изначально возникает, а в его материальной деятельности. Обмениваясь друг с другом продуктами своего труда, люди стихийно-материально устанавливают между ними некие отношения эквивалентности. Что впоследствии и закрепляется в категориях нашего сознания, навязывающих затем этот смысл практически любым предметам, попадающим в сферу деятельности человека (даже если они и не являются продуктами его труда — биоресурсы или полезные ископаемые, например).
___Получается своего рода круговорот: сознание извлекает из материальной действительности абстракции, а затем возвращает их обратно в материальный мир, заставляя объективироваться в пред метах культуры, которые, в свою очередь, служат материалом для начала очередного цикла извлечения абстракций и т.д. Пройдя поэтому кругу ряд превращений, идеальный смысл оказывается в нашем сознании намертво «сцепленным» с некоторым классом материальных объектов. Откуда и возникает видимость изначального присутствия этого смысла в самих вещах (стоимости — в товарах).

Объективность идеального
___Но идеальный смысл не «принадлежит» вещи. Он существует только в отношении вещи к сознающему эту вещь человеку, обществу. И без участия сознания просто не существует. Однако утверждать на этом основании, что идеальный смысл существует «только в сознании», было бы неверно.
___Возьмем для наглядности ту же категорию стоимости. Она выражает, как известно, общественно-необходимые затраты труда на производство конкретного товара. Эта универсальная характеристика товарного мира материальна или идеальна? Она принадлежит сознанию, мышлению или вне их находящемуся материальному миру?
___Аргумент в пользу признания идеального характера стоимости на первый взгляд достаточно весом. Представьте, что каким-либо образом все люди с их сознанием разом исчезли, а созданные ими товары остались. Будут ли в этом случае товары иметь хоть какую-нибудь стоимость? Разумеется, нет. Значит, стоимость существует только в сознании, и за его пределами ничего подобного нет?
___Как ни соблазнительно дать утвердительный ответ на этот вопрос, от него все же стоит воздержаться. Проведем тот же мысленный эксперимент, но в зеркальном отражении: если все созданные людьми предметы разом исчезнут, но люди при этом останутся, сохранится ли в их сознании категория стоимости? Категорически — нет! Ведь даже если словесная оболочка этого понятия и уцелеет, никто просто не сможет понять, что же это такое. Из этих рассуждений, на наш взгляд, напрашивается совершенно однозначный вывод:
социальная илеальность— это свойство не сознания как такового, а более широкой системы — общества, куда наряду с собственно человеком мы обязаны включать и его предметную деятельность, а также продукты этой деятельности, т.е. все «предметы» материальной и духовной культуры.
___Идеальное в обществе давно уже перестало быть достоинством только человеческой головы — оно материализовано, объективировано в миллиардах предметов, социальных институтов, организаций, норм, традиций и т.д. И без этой материальной опоры просто не существует. Поэтому идеальность нельзя ограничивать пределами индивидуальной человеческой психики. Идеальный мир, материализовавшись в достижениях культуры, превратился в объективную реальность (т.е. противостоящую индивиду в качестве объекта) и приобрел относительно самостоятельную, не зависимую от индивидуальных усилий логику и инерцию развития.
___Тем не менее объективность этого идеального мира отличается от объективности материи. Поскольку непременным условием его существования является сознание людей. Материальная Вселенная прекрасно существует и сама но себе, без сознания человека. А вот материальный мир культуры (товаров, денег, государств и пр.) без воспринимающего его сознания существовать не может. Как ни парадоксально, но старинный тезис субъективного идеализма — «существовать — значит быть воспринимаемым» — применительно к миру человеческой культуры оказывается верным.


Copyright © 2004 – 2007 «Dim-Studio»
Сайт создан в системе uCoz