3. Социальная идеальность
Идеальность
в материальной культуре
___Как уже неоднократно подчеркивалось, все эти
характеристики социально-идеальной реальности возникают на основе материально-предметной
человеческой деятельности. Предметный характер этой деятельности в конечном
счете и саму социальную идеальность умудряется сделать «предметной». Идеальность,
как мы помним, есть отношение представленное, в котором некий предмет, оставаясь
самим собой, в то же время представляет предмет другой, связанный с первым
лишь опосредованно. Социальная же идеальность характеризуется тем, что в этом
отношении обязанность представлять один предмет другому навязывается искусственно,
безотносительно к природе самих предметов.
___Иными словами, специфика отношения «мышление
— природа» транслируется дальше — в социальную предметную реальность, навязывается
материальным вещам. Дорожный знак, номерок в гардеробе, паспорт и прочие подобные
предметы — простейшие примеры перенесения свойства идеальности на социально-предметную
среду. Все эти вещи, не изменяя своей материальности, тем не менее начинают
выполнять идеальную функцию: представлять нечто совсем другое (указания по
поводу движения, пальто, человека), никак не связанное с ними по «природе
вещей». Эта связь навязывается им обществом произвольно, искусственно. Но
она не менее действенна: обращение людей с этими предметами определяется не
материальной природой последних, а навязанными им идеальными смыслами. Они
условны как роли актеров в театре. Однако в целом ряде случаев эта условность
настолько органична, «естественна», что становится совершенно незаметной,
и идеальные смыслы начинают приписываться самим вещам. Например, золоту или
деньгам — способность порождать власть над людьми; а личности человека — обладание
неотчуждаемыми правами и свободами и пр. Эти характеристики кажутся неотъемлемыми
свойствами самих материальных «вещей».
___Положение здесь запутывается, видимо, тем,
что приписываемые таким объектам идеальные смыслы устанавливаются не произвольно
(как в случаях с флагами, гербами, гимнами и т.д.), а исходя из логики действия
с материальными предметами. Исходные для таких смыслов абстракции сохраняют
генетическую связь с реальностью, откуда они извлечены.
___Так, абстракция стоимости, допустим, не в
голове человека изначально возникает, а в его материальной деятельности. Обмениваясь
друг с другом продуктами своего труда, люди стихийно-материально устанавливают
между ними некие отношения эквивалентности. Что впоследствии и закрепляется
в категориях нашего сознания, навязывающих затем этот смысл практически любым
предметам, попадающим в сферу деятельности человека (даже если они и не являются
продуктами его труда — биоресурсы или полезные ископаемые, например).
___Получается своего рода круговорот: сознание
извлекает из материальной действительности абстракции, а затем возвращает
их обратно в материальный мир, заставляя объективироваться в пред метах культуры,
которые, в свою очередь, служат материалом для начала очередного цикла извлечения
абстракций и т.д. Пройдя поэтому кругу ряд превращений, идеальный смысл оказывается
в нашем сознании намертво «сцепленным» с некоторым классом материальных объектов.
Откуда и возникает видимость изначального присутствия этого смысла в самих
вещах (стоимости — в товарах).
Объективность
идеального
___Но идеальный смысл не «принадлежит» вещи.
Он существует только в отношении вещи к сознающему эту вещь человеку, обществу.
И без участия сознания просто не существует. Однако утверждать на этом основании,
что идеальный смысл существует «только в сознании», было бы неверно.
___Возьмем для наглядности ту же категорию стоимости.
Она выражает, как известно, общественно-необходимые затраты труда на производство
конкретного товара. Эта универсальная характеристика товарного мира материальна
или идеальна? Она принадлежит сознанию, мышлению или вне их находящемуся материальному
миру?
___Аргумент в пользу признания идеального характера
стоимости на первый взгляд достаточно весом. Представьте, что каким-либо образом
все люди с их сознанием разом исчезли, а созданные ими товары остались. Будут
ли в этом случае товары иметь хоть какую-нибудь стоимость? Разумеется, нет.
Значит, стоимость существует только в сознании, и за его пределами ничего
подобного нет?
___Как ни соблазнительно дать утвердительный
ответ на этот вопрос, от него все же стоит воздержаться. Проведем тот же мысленный
эксперимент, но в зеркальном отражении: если все созданные людьми предметы
разом исчезнут, но люди при этом останутся, сохранится ли в их сознании категория
стоимости? Категорически — нет! Ведь даже если словесная оболочка этого понятия
и уцелеет, никто просто не сможет понять, что же это такое. Из этих рассуждений,
на наш взгляд, напрашивается совершенно однозначный вывод:
социальная илеальность— это свойство не сознания как такового, а более
широкой системы — общества, куда наряду с собственно человеком мы обязаны
включать и его предметную деятельность, а также продукты этой деятельности,
т.е. все «предметы» материальной и духовной культуры.
___Идеальное в обществе давно уже перестало быть
достоинством только человеческой головы — оно материализовано, объективировано
в миллиардах предметов, социальных институтов, организаций, норм, традиций
и т.д. И без этой материальной опоры просто не существует. Поэтому идеальность
нельзя ограничивать пределами индивидуальной человеческой психики. Идеальный
мир, материализовавшись в достижениях культуры, превратился в объективную
реальность (т.е. противостоящую индивиду в качестве объекта) и приобрел относительно
самостоятельную, не зависимую от индивидуальных усилий логику и инерцию развития.
___Тем не менее объективность этого идеального
мира отличается от объективности материи. Поскольку непременным условием его
существования является сознание людей. Материальная Вселенная прекрасно существует
и сама но себе, без сознания человека. А вот материальный мир культуры (товаров,
денег, государств и пр.) без воспринимающего его сознания существовать не
может. Как ни парадоксально, но старинный тезис субъективного идеализма —
«существовать — значит быть воспринимаемым» — применительно к миру человеческой
культуры оказывается верным.