Суть философской проблемы бытия Проблема бытия в истории фил. .уч. Формы бытия
Проблемы онтологии и гносеологии
ваше время...
мы экономим
Проблема бытия
Фил. понимание материи

Философское понятие "материи" Сист. хар-р организ. матер. мира Движение материи

Диалектика - учение о развитии Самоорганизация матер. систем Пространство и время

Единство материального мира
Идеальное бытие сознан.
Возникновен. и сущность сознания Что такое идеальное?
Социальная идеальность Психика, сознание, идеальное Сознание и бессознательное
Познание: возможн. и границы

Что есть знание?

 

Структ. и динамика проц. познания Проблема истины
Границы возможностей познания

2. Что такое идеальное?


___Работающий человеческий мозг — структура хоть и сложная, но отнюдь не таинственная. Современная наука довольно хорошо знает, как он устроен и функционирует. Представим себе однако, что нам удалось найти безболезненный способ вскрыть черепную коробку живого человека и посмотреть, что там внутри происходит в «момент, когда человек мыслит. И что же мы там найдем? В принципе ничего особенного: мы легко зафиксируем, как многочисленные, объединенные в сетевые структуры клетки коры головного мозга непрерывно обмениваются друг с другом сигналами электрохимической природы, образуя и тут же разрушая взаимосвязи весьма сложной конфигурации. Значит, это и есть собственно мышление? Нет, это не есть еще мышление, хотя ничего другого в нашей мыслящей голове сколь угодно изощренным наблюдением обнаружить нельзя.
___Для прояснения смысла ситуации обратимся к следующей нехитрой аналогии. Представим себе на минуту работающий телевизор. С помощью телепередач мы можем узнать новости, побывать на соревнованиях, концертах и т.д. Но если нам придет в голову посмотреть внутрь телевизора, когда по нему транслируется какое-нибудь событие, что мы там найдем? Ясно, что ничего, кроме набора транзисторов, диодов, триодов и тому подобных предметов там обнаружить не удастся. Но какое отношение все это хозяйство имеет к передаваемому с его помощью событию? В принципе никакого. И с нашим мозгом почти та же самая история. Да, в нашей голове ниче-го, кроме взаимодействующих нейронов, нет. Но к содержанию нашего мышления эти нейроны никакого отношения не имеют, хотя, безусловно, без их работы не будет никакого мышления. Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Вот это-то и есть идеальность — отношение представленное, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

___Слово «медведь», к примеру, по своему внешнему виду или структуре не имеет абсолютно ничего общего с обозначаемым им реальным объектом. Но тем не менее связь между тем и другим есть. И связь эта идеальна.
___Идеальной, а не материальной, она считается как раз потому, что один материальный объект (слово) отсылает нас к другому материальному объекту (медведю), к которому он по природе своей никакого отношения не имеет и с которым он в материальном мире никак не взаимодействует. В неживой природе идеальных взаимосвязей нет. Там возможны только буквальные воздействия предметов друг на друга. Идеальные взаимосвязи появляются только в природе живой и только на основе деятельности субъекта. (Термин «субъект» здесь понимается в психологическом смысле: как организм, обладающий способностью действовать на основе образа окружающей среды.) Отношение представленности одного материального объекта в другом при их совершенной несвязанности меж собой в материальном мире (идеальность) создается действующим субъектом в момент формирования образа окружающей среды.

Эволюционный смысл идеальности
___Мозг — это созданный эволюцией аппарат управления реакциями организма на воздействия среды обитания. Получив от органов чувств информацию о взаимодействии с внешним миром, мозг рассылает команды по всем функциональным системам организма о характере необходимых действий. Командный же состав в современных армиях принято прятать в глубокие подземные бункера, всячески охраняя его от возможных воздействий противника. Видимо, той же целесообразности следовала и природа, пряча создаваемый мозг под крепкую черепную коробку и обрубая все его прямые контакты с внешней средой. Мозг — ведь практически изолированная от внешнего мира система. Что позволяет ей, во-первых, быть высокочувствительной (попробуйте прикоснуться к оголенному нерву); а во-вторых, — хорошо защищенной от случайных неблагоприятных воздействий внешней среды. Так что изоляция мозга — вещь необходимая и эволюционно выгодная.
___Но всякая изоляция системы в процессе развития ведет к закреплению и увеличению ее отличий от других систем. «Язык» мозга (точнее, нервной системы в целом) вынужденно стал резко отличным от способов передачи информации в других системах организма. Но поскольку мозг среди них — «верховный главнокомандующий», любые, фиксируемые ими внешние воздействия (световые, звуковые, тепловые и пр.), стали просто обязаны «переводиться» на понятный ему язык.
___Все наши органы чувств действуют по одной и той же схеме: испытываемое ими внешнее воздействие «раздражает» соответствующий нерв, порождая нервный импульс, отсылаемый в нужный участок мозга. То есть любое материальное воздействие обязательно трансформируется в материальные же, универсальные кодовые знаки мозга. Так, очевидно, и родилась идеальность — способность одних материальных объектов, оставаясь собой, в то же время представлять другие, не будучи напрямую с ними связанными. Постоянство же и единообразие такой кодировки, т.е. изначальное и последующее соответствие знаков определенной внешней реальности, обеспечивается действиями субъекта.
___Итак, идеальное как свойство материи появляется только в деятельности высокоорганизованного субъекта (у которого уже есть психика). Поэтому в философии оно получает характеристику субъективной реальности. Субъективной — не в смысле произвольной и определяемой самим субъектом, а в смысле непременного участия в идеальном отношении субъекта, обладающего психикой. Без него идеальное отношение не существует.
___Феномен идеального в таком понимании существует и в животном мире (речь, конечно, о высших животных). В мире же социальном он приобретает еще более сложный и причудливый вид.

Copyright © 2004 – 2007 «Dim-Studio»
Сайт создан в системе uCoz