4. Психика, сознание, идеальное
___Категория
«идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать
параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых
представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо
внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под
напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая
и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании
сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.
___Насколько это сложная задача, хорошо знают,
к примеру, бухгалтеры универсальных магазинов, куда ежедневно доставляются
партии самых разнообразных товаров. Аналитический их учет (т.е. по номенклатурным
позициям) безумно громоздок и долог. Учет же синтетический (т.е. по одному
признаку — стоимости) достаточно компактен и прост, чтобы каждый день четко
видеть общую картину работы торгового предприятия. Нечто подобное изобрела
в свое время и природа: она придумала для организма единый принцип «учета»
всех поступающих извне сигналов — «перевод» их на язык импульсов нервной системы,
дающих некое «синтетическое» описание требований внешней среды. Этот «язык»
не имеет с ней никакого внешнего подобия. Но тем не менее именно им выражается
соответствие, «параллельность» состояний организма и среды его обитания. Это
отношение соответствия и называется идеальностью. Результат же работы нервной
системы высших организмов, ее конечный продукт есть психика или сознание (у
человека). Эти понятия во многом совпадают по содержанию, хотя они и не тождественны.
___Под психикой ныне принято понимать совокупность
явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать
на основе образа окружающей среды. Ее главная функция — ориентация субъекта
во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия,
представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. Все эти компоненты
мы найдем как в психике высших животных, так и у человека. Но в человеческой
психике есть и элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное
мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.
___Понятия же «психика человека» и «сознание»
отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая
активность человеком осознается. Существует целый пласт (и, возможно, немалый)
неосознаваемых компонентов психики, так называемое «бессознательное», имеющее
существенное значение в организации жизнедеятельности человека. Таким образом,
понятие «сознания» оказывается много меньше «психики» по объему.
___И психика и сознание идеальны, т.е. представляют
собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение
представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие
структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными
от представляемой ими внешней реальности.
___Материалистическая философия начиная примерно
с XVII в. для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения.
За четыре столетия содержание этого принципа претерпело серьезную эволюцию.
И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном
смысле. Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным
миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не
как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей
согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального
мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания
заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь
такой согласованности, человек просто не смог бы существовать.
___Идея отражения в объяснении сущности сознания
хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать
его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение — это всеобщее свойство
материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта.
Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с
самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий — механические
деформации, изменения длин волн или строения молекул — можно рассматривать
как «отражение», т.е. некий след воздействовавшего объекта.
___С появлением более сложных материальных объектов
усложняется и свойство отражения. С возникновением жизни появляется такое
свойство, как раздражимость, т.е. способность избирательно реагировать на
внешние воздействия, причем только на те, которые прямо включены в обмен веществ
живых организмов. Их постепенное эволюционное усложнение, появление нервной
системы влекут за собой и более сложную форму реагирования — чувствительность,
т.е. способность отражать отдельные свойства внешней среды в виде. Дальнейший
переход от недифференцированной (неспецифической) чувствительности к дифференцированной,
т.е. появление способности реагировать на множество разных раздражителей (механических,
оптических, акустических и пр.), формируя целостный образ внешней среды, означает
возникновение психики (у позвоночных животных со сложноструктурированной нервной
системой).
___Психика высших животных, в свою очередь, предваряет
появление принципиально иной, более сложной формы отражения — сознания, воспроизводящего
реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение
сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью
на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в
материальном мире.
___Всю эту лестницу живая природа «пробежала»
за 3— 4 миллиарда лет. Может показаться, что для создания таких сложных структур,
как человеческий мозг или психика, это совсем даже немного (учитывая примитивность
стартовых позиций). Однако главный эволюционный механизм природы — естественный
отбор — обладает замечательным кумулятивным эффектом. Суть его можно представить
следующей аналогией. Предположим, мы бросаем сто игральных костей в надежде,
что выпадут все шестерки. Вероятность получить такой расклад в одном броске
— (1/6)100 — ничтожно мала. Бросать кости таким манером можно бесконечно долго.
___Однако правила можно и изменить. Допустим,
мы бросаем сразу сто костей, отбираем выпавшие шестерки, а остальные кости
потом бросаем снова. Тогда можно ожидать, что в первом броске шестерок окажется
17, в следующем (из оставшихся 83) — 14 и т.д. После нескольких бросков все
кости на столе будут шестерками. Именно по таким правилам и «играет» естественный
отбор. Каждый случайно возникший частичный «успех», если он дает преимущество,
сохраняется и подхватывается отбором. Путем постепенного усложнения, где каждый
этап дает пусть небольшое, но преимущество, можно получить структуры очень
высокой сложности за совсем небольшое время.
___Так что появление сознания как формы отражения
высочайшей сложности в принципе вполне укладывается в русло идей традиционного
эволюционизма.
___Итак, под сознанием обычно понимают присущую
только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность
в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей
среде, так и ее преобразования в процессе предметно-практической деятельности.
___Роль сознания в социальном бытии человека
описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая,
регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая,
прогностическая и др.
Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:
• идеальность;
• интенциональность;
• креативность.
___О первом из них мы уже говорили. Второе —
интенциона,гьность — означает предметность и направленность сознания. Этот
термин введен немецким философом Э. Гуссерлем. Он понимал интенциональность
как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания
смысла предмету сознания.
___Креативность сознания означает его способность
создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком.
Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры.
Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего
отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных
человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит сощиальный
мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно
произвольна, а ограничена объективными законами природы.